Wednesday, May 22, 2019

Бомбардировки городов в Испании

Немного и кратко о бомбардировках городов в Испании


Про бомбёжку Герники знают все, даже описывать как-то неловко. Напомню только, что немецкая и итальянская авиация отмбобились по городу, нанеся удары волнами. Всего погибло не менее 200 человек, возможно, и до 500. (Долгие годы цифры назывались гораздо большие, но уже официально признано 200-500). В некотором смысле Гернике «повезло», потому что Пабло Пикассо увековечил бомбёжку в своём полотне, и про судьбу городка знают все.

Но ведь Герника была далеко не единственным городом, подвергнутым массовой авиабомбардировке во время испанской войны. И отличались в этих налётах обе стороны, как националисты, так и республиканцы.

Первыми начали бомбёжки городов республиканцы. Уже через неделю после начала войны республиканские самолёты бомбили Майорку, Гранаду и Овиедо. Чуть позже — Уэску, Хако и другие города. Заметим, кстати, что Майорку бомбили регулярно в течение всей войны, но целью была авибаза итальянцев, тогда как жертвы среди гражданского населения курорта были, скорее, случайными или же были убиты во время неудачного десанта республиканцев на этот остров. Отметим, что в налётах на Майорку принимали участие советские и американские экипижи — видимо, первый случай совместной боевой работы. В основном бомбили СБ-2 Туполева.

Националисты, немцы и итальянцы бомбили города в Басконии (Герника — самый известный случай), Толедо, Малагу, Гихон и т. д. Но больше всего бомбили Мадрид. В октябре-ноябре 1936 года жертавми бомбежек в столице стали тысячи человек (точное число неизвестно, но только при бомбардировке одной больницы погибли однажды 1000 человек). Печально курьёзный факт — Луи Делапре, французский журналист, который первым обвинил Франко в преступных бомбежках Мадрида, - был по ошибке убит пулеметной очередью советского истребителя, пилотируемого советским лётчиком.

Обе стороны отметились жестокостью. Республиканцы проводили практику расстрелов заключенных за каждый авиналёт. Например, в Гихоне, после бомбардировки города немцами (около 30 погибших), республиканцы расстреляли 150 заключенных, а в Малаге 50 заключенных (среди них поэта Хосе Мария Инохоса). Да и позже за каждую бомбежку республиканцы расстреливали десятки пленных, о чём сообщали публично. Один из самых драматичных расстрелов за бомбежки — расстрел заключенных в Ибице после авианалёта. Там, 13 сентября 1936 года, во время расстрела кто-то из расстреливающих возмутился, открыл огонь по своим, дал возможность бежать нескольким десяткам приговоренных, но около 100 человек были расстреляны.

Расправы республиканцев с заключенными продолжались всю войну после каждой бомбежки, вне зависимости от того, бомбили ли город или военные объекты. По словам Орлова, резидента НКВД, который отвечал за репрессии, приказ расстреливать заключенных пришёл от московского руководства, но проверить эти сведения пока невозможно (хотя свидетельства Орлова, как правило, верны). Всего республиканцами были расстрелены до 7 тысяч заключенных только как репрессии за бомбежки и обстрелы (массовые расправы по приговорам или без оных, как описанная в «По ком звонит колокол», в это число не входят, речь только о тех, где сами республиканцы объявляли цифры казнённых в отместку).

Франкисты в отместку заключенных не расстреливали, видимо. По меньшей мере, сведений об этом нет.
Но налёты на города с обеих сторон продолжались и продолжались. Известна бомбежка советской авиацией Сеуты в апреле 1937 года, где погибли 30 детей, ответные бомбежки опять же Мадрида, когда были убиты до 250 человек и т. д.

Самый трагический налёт совершено, скорее всего, советскими лётчиками на город Кабра, населением в 20 тысяч человек. Налёт совершён 7 ноября 1938 года, в честь годовщины Октябрьской революции. В городе не было ни одного военного или промышленного объекта. Город не представлял никакого интереса с военной точки зрения. Оправдания республиканской стороны примерно такие же, как оправдания националистов после бомбежки Герники — были сведения, что там встала лагерем вражеская колонна, мы бомбили расположение их лагеря, а оказалось, это рынок и прилегающие рабочие кварталы.

Налёт совершён эскадрильей туполевских СБ-2, известных в Испании, как «Катюши». По разным источникам, в налёте приняли участие от трёх до 12 самолётов (скорее, всё же, 12). Три самолёта атаковали рынок, остальные ударили по окружающим кварталам. Всего погибло на месте до 150 человек, ещё сотни были ранены (можно встретить упоминание 109 погибших, но это, видимо, число убитых и умерших от ран на рынке, без учёта жертв в других кварталах). Любопытно, что в первом официальном коммюнике националистов говорится о 86 погибших жителях, но уже после число было подсчитано точнее. В этом коммюнике указано, что «наши славные части с уважением относятся к достойным противникам и не допускают зверств по отношению к ним, но очередное преступление против беззащитных жителей не останется без ответа». Республиканцы, со своей стороны в военной сводке констатируют кратко: 7 ноября, в 7.27 утра три наших бомбардировщика Катюша нанесли удары по городу Кабра. Наблюдались взрывы в центре городе, вражеских истребителей замечено не было, наши самолёты благополучно вернулись на базу.

Число «три» указано, очевидно, в дезинформационных целях — преувеличить бомбовую нагрузку своих самолётов или показать, что у нас тут мало машин и т. д. Нормальная практика на войне.

Уточним, что хотя в большинстве статей считается, что бомбили советские летчики (включая Википедию), но кто-то утверждает, что это были испанцы, а кто-то, что американцы (они были в составе экипажей Катюш, это известный факт). Очень вероятно, что если самолётов и впрямь было 12, то экипажи были и советские, и испанские, и американские, а то и из других стран. До сих пор никто не принёс извинений за бомбёжку Кабры (за Гернику извинения были принесены).

Одним словом, Герника была лишь одним, и далеко не самым кровавым эпизодом той войны. Ну, и более подробное описание потребовало бы уже гораздо больше времени и усилий, а также тщательного поиска для уточнения цифр, дат и так далее.

Фото — картина Герника. Единственный город, о безжалостной бомбежке в той войне которого мир знает.
Герника, картина Пабло Пикассо.

Tuesday, May 21, 2019

Чипирование

По поводу чипизации


Тут много болтают про грядущую чипизацию, мол, нельзя, не чипизируйтесь, подавайтесь в леса от неё. А я вот вам что скажу на это, но только для друзей, потому что всем рассказывать не надо, сами поймёте причину, когда прочитаете.

У меня жена брата - чипизаторша в госфирме, работы много, платят хорошо. Так что врать не будет, я её хорошо знаю. Вот она и рассказала, почему против чипизации выступают.

Почему, спросите? Да потому, что заговор чипизаторов это! Если мужику чип вставить, то потенция, в среднем, возрастает на 67,5 %. А размеры органа на 23-47%. Врать не буду, не у всех. У молодых сила растёт только на 50%, а то и на 48%, но орган, тот точно на 41, 3% растёт размером.

Вот они, чипизаторы-то, и подумали, что если всех мужиков чипировать, то у женщин выбор будет широкий, выбирай, не хочу. Вот и пустили слух, что чипизация плохо, чтоб конкурентов не плодить!

На женщин, кстати, свой эффект - чип женщину раскрепощает, снимает ограничения, а кому такое надо? То есть, надо, но чтоб не у всех, не у всех!, чтоб завидывали тебе остальные мужики. Поэтому вот и женщин от чипизации отговаривают.

Но!! Подводные камни есть в чипизации! Как без них. Если 1 чип или 2 вставить, то сила растёт мужская и размеры, а вот если 3, то уже зашкаливает, тогда тебе на работу, а ты оторваться от этого дела не можешь и простыни рвёшь. Так что меры безопасности соблюдайте - 2 чипа от силы себе ставье и в разные места их вставляйте!

Ни с кем не делитесь этой важной информацией, никаких репостов! Я только со своими поделился, а то все захотят.

Буквы для чипирования. Фото от Леночки.

Sunday, May 19, 2019

Толерантный Нью-Йорк

Толерантный Нью-Йорк


Сцена в Нью-Йорке. Полдень. Двадцать первый век. Стою у входа в универмаг, скучаю. Жду даму-родственницу по линии жены, которая рыскает по магазину, рюшечки, кружевные бигуди, сарафан - ну, что там они выбирают два часа.

Три чёрных подростка устроили развлечение - бегают по крышам и капотам припаркованных автомобилей. В одну сторону бегут, в другую бегут... Кто-то делает замечание, в ответ огрызаются матом. Типичное хулиганьё, а не просто расшалившиеся юнцы. А рядом стоят полицейские. Двое, оба белые. И никак не реагируют. Какая-то женщина им задает вопрос, мол, не пора ли вмешаться.

Полицейский: - Да? Вмешаться? Как? Сделать замечание - они нас пошлют громко и далеко. И не один раз. Схватить за причинение ущерба чужой собственности? Они станут визжать, вырываться, нам придётся силу применять, а полсотни зевак станут снимать нас на телефоны и комментировать в духе - "белая полиция расправляется с несчастным негритёнком, а тому больно, он кричит и плачет". И никому дела не будет до того, что происходило за минуту до этого.

Женщина говорит: - Но сделайте что-нибудь!

Полицейский вежливо: - Что сделать? При условии, что полиции Нью-Йорка не придется в очередной раз долго оправдываться и выплачивать компенсации за синяк на локте и порванную майку...

Женщина молчит, уходит.

Из магазина выходит моя попутчица, оценивает ситуацию, посылает шпану, угрожает излупить первого, до которого дотянется. Парни разбегаются, издали что-то кричат и исчезают. Полицейский: - Да, мэм, хорошо, что Вы не полицейская, Вам можно.

Она: - Ага, ребята, Вы вызывайте, если что, я тут рядом живу, быстро подскачу на помощь.

А, да, родственница - иссиня-чёрная негритянка. За Обаму не голосовала, а сейчас на прямой вопрос - за кого?, начинает ругаться, как шпана, матерится. Вообщем, уходит от ответа.

Нью-Йорк... Нью-Йорк. Фото от Леночки.

Sunday, April 21, 2019

Монреаль 19 апреля 2020 года

Монреаль, полдень, 21 век


Вчерашний город. Народу очень мало, но есть. Учтём, что погода дождливая, если бы не моросящий дождик, народу было бы побольше.

В последние дни регулярно появляется бред тягучей кобылы про, якобы, закрытый Монреаль, мол, даже между районами запрещено передвижение, всё заперто, нужны спецпропуска, штрафуют за выход на улицы и прочая чушь.

На самом деле: Никаких запретов на нахождение на улицах нет. Любые заявления, что, якобы, есть, якобы штрафуют за нарушение запрета - бред, выдумки, кретинизм, распускается не знаю с какой целью, но бред.

Есть просьба от властей: - Ребята, стараемся меньше бывать на улицах. Прогулки - это хорошо. это полезно, не манкируем. Но прогулялись часа два, и хватит на сегодня. Давайте сведём к минимому. И ходим, соблюдая дистанцию в два метра. И уж точно не группами в 3 человека и больше.

То же касается транспорта - подумай, прежде чем куда ехать - тебе очень нужно или можешь обождать?

Никаких пропусков, запросов на увольнительные, запретов на хождение в гости (но просят выполнять правила 2 человек и 2 метров.

Магазины и службы - закрыты обувные, одежные, подарочные, парикмахерские, и прочие, не самой большой нужды. Открыты все продуктовые, от мелких лавок до крупных супермаркетов. Пускают по очереди, надо мыть руки перед входом, за этим следят. В больших магазинах нарисованы стрелки на полу - маршрут. Забыл и вернулся - ничего страшного, но постарайся всё же не забывать, не создавай проблему.

Рестораны и кафе работают на вынос. Обслуживают от входа (но в китайской булочной Гармония, где покупаю регулярно булочки, обслуживают внутри, народу не было). В туалет пустят (проверено), потому что все общественные закрыты.

Полиция присутствует, больше, чем до Вторжения, но не на каждом углу. Ловит нарушителей (больше 5 человек кучно - там да, штраф могут наложить).

Велосипедисты регулярны, хотя меньше, конечно, чем раньше. Семьи с детьми - тоже очень мало, но тоже встречаются.

Отели - что-то открыто, что-то закрыто, по какому принципу, не знаю.

Автобусы бесплатны (из-за невозможности обеспечить безопасность шофёра, плата около него всегда). Метро - как обычно. Народу мало.

Большие коммерческие центры открыты только для посещения продуктовых магазинов, пускают по очереди.

Расстрелы и повешания нарушителей на наблюдал, но, очевидно, ликвидируют нарушителей под покровом ночи, а река широкая, топят в ней.

Можно показывать репортаж придуркам, которые вопят "вы всё врёте, выходить нельзя, штраф 880 долларов" или тем, кто верит в эту галиматью.

Голован Щекн-младшенький, Лев Абалкин и Майя Глумова замечены. Да голованы и не скрываются, их штаб-квартира помечена большим плакатом с фотой великого Щекна в скафандре (так и написано на плакате - великий Щекн). Это на снимках отражено.

Фоты подписываю для информации. Они иллюстрируют рассказ, а не призваны показать туристический Монреаль.


Голован Щекн, Лев Абалкин и Майя Глумова ждут в очереди на покупку пиццы.

Двор монастыря в Старом городе.

Самая первая больница в городе.

Панно - соблюдайте дистанцию. Переезд железнодорожный - это памятник истории, не работает давно железная дорога.

Конюшни.

Часовня Бонсекур.

Штаб-квартира голованов.

Площадь Виктории. Вход в метро как в Париже, те же вывески.

Памятник основателям Монреаля. Он и сам старый.


Путин - наше всё. Путин - это не обнулённый трепетно-ранимый покортель половцев с печенегами, а национальная еда в Квебеке. Сыр с картошкой и соусом. Калорийно, но вкусно.

Улица. Просто улица. У нас спереди на машины номера не ставят. Не удивляйтесь, что нигде их нет.

Улица Нотр-Дам. Качество покрытия дорожного потрясает.

Ещё одна улица. А так просто.


И опять пусто. Arret - это "стоп" по-нашенски.

Старый порт.

И ещё одна улица в месте, где раньше кипела жизнь. Всё, цивилизация пала.

Saturday, April 20, 2019

Увита де Оса - Коста-Рика

Фотографии из деревни Увита де Оса, в Коста-Рике


Фотографии любимого места. Качество «а ну и что, видно же?». Это место называется Хвост Кита (Cola de Ballena) в деревне Uvita de Osa в Коста-Рике. В древности здесь киты соорудили свой храм, где поклонялись своим богам. Киты создали огромную площадку в виде китового хвоста, размах которого около двух километров, а длина от основания до кончика — около километра. Миллионы лет назад цивилизация китов пришла в упадок. 

Точнее, большая их часть переселилась на другие планеты, а оставшиеся опустились до уровня приматов (оставленные преступники, отшельники и прочие антисоциальные элементы). Сегодня два раза в году киты приплывают в это место, тогда в Увите собирается большое число туристов, которые выходят на морские прогулки с целью ими полюбоваться. Но если раньше, миллионы лет назад, киты собирались у своего храма с целью ежегодных поклонений богам, сегодня они приплывают сюда только по инерции, повинуясь рефлексам. Смотрим фотографии. И читаем пояснения:

Вид сверху на знаменитый китовый хвост. Надеюсь, всяческие сомнения в китовой цивилизации отпали?Хвост кита во всей красе. Но это из интернета фота. Чтоб показать, как он выглядит. Это тоже не полный отлив, поэтому частями всё же залит водой. Наш дом виден, вся деревня, точнее, видна.
Устье реки Увита.
Вид из окна спальни.
Урожай манго, собранных на обычной утренней прогулке.
То ли мандариновое дерево, то ли манго, их полно, они похожи, на земле свежие фрукты.
Улица, на которой стоит наш дом.
Опять устье Увиты, но тут уж прямо океан виден. Вдали белая полоска - это гребень волны.
а если различаете столбик белый - это удар волны.
Краб. Их полно, есть фоты, где у них собрание на 20 участников.
Ещё одна деревенская улица.
И ещё одна улица.
Пещера, в ней закопаны артефакты китовой цивилизации, но пока в руки не даются. Потому что у меня нет широкополой шляпы. Будет шляпа, стану вылитым археологом, и тут же клад найдётся. 
Коза. Дереза коза.

 Дорога к пляжу от нас.
Ленивица (это мама, она спит клубочком, никогда не видел, чтоб спускалась с этого дерева).
Два попугая Ара. Кричат, сволочи, так, что коту стыдно за неумение вопить по утрам. Воронам на зависть.
Лес. Просто лес.
Обезьяна. Они ухают. А по утрам бросаются шишками, если спишь на улице, и гнусно хохочут, если попали и разбудили.
Игуану видите? А она там есть! Вообще, игуан полно. Лучше по одиночке в лес не ходить - сожрут.
Пляж и такса Канела. Она дерётся с енотами часто. Вот не любят друг друга.
Вид на океан с окрестных гор - Хвост кита виден, но прилив, он частично скрыт водой.
Махонький водопад. Таких - пруд пруди.
И опять хвост кита во время прилива.
Пруд во дворе у соседей. Старинные клапаны и насосы, они давно не работают, просто украшения.
Пляж. Воскресенье. Полдень. 21 век. До эпидемии. Иногда человек 10 бывает, тогда народ морщится - понаехали тут, выйти некуда.
Одним словом, переходите в нашу веру - Китовую, она единствнно спасательная. Вступительные взносы вносить мне. Я с богами договорюсь.

Friday, April 19, 2019

Памяти несчастного мужа

Памяти павшего мужа


Чо, мужики, сидим, на жизнь жалуемся? Ну, тогда сравниваем и радуемся, что не мы попали:

В Аргентине вчера объявили, что лица, застрявшие вне своего постоянного места жительства до начала карантина, могут вернуться домой до вторника, им даётся три дня на возвращение, послабление такое временное вышло. Но! Только на собственных машинах или на машине члена семьи!!

А у моей кумы у подружки муж в командировке застрял в Баие-Бланке (город километрах в 800 от столицы). Поехал на поезде до карантина, вызвали на завод на неделю. Не в первый раз, никаких вопросов.

Час назад звонят жене из органов: - Вы имеете право вызволить мужа, на своём автомобиле поехать за ним, заполните заявление (она как раз несколько дней назад их просила позволить мужу приехать, поэтому ей и позвонили, очевидно).

Она обрадовалась: - Ой, спасибо. Днём и выеду. И мужу звонит: - Дорогой, я к ночи у тебя буду, завтра вернёмся домой.

А он ей: - Отлично, пиши адрес.

И диктует - город Мар-дель-Плата...

Ну, это как если бы муж уехал в командировку в Таганрог на завод, а вызволять его надо из Сочи.

Жена: - А что ты там делаешь?

Муж: - В карантине сижу.

Она: - Я спрашиваю, как ты там очутился?

Он: - Где?

Она: - Непонятно выражаюсь? В Мар-дель-Плата.

Он : - Ну, как ты не понимаешь, сейчас поясню, алло, алло, связь пропала, алло, не слышу...

Она орёт: - Ты мне шарманку не верти. Кто она! Говори, чтоб знала, на кого детишкам указывать, кто их без отца оставил!

Он: - Ой, связь восстановилось. Понимаешь, я ж домой помчался сразу, как только понял, что завтра карантин, сел на поезд, а его завернули на Мар-дель-Плату (ну, ехал в Москву из Таганрога, завернули на Сочи).

Она: - Две недели молчал! Не говорил об этом?

Он: - Пугать не хотел, ты ж у меня нервная, я о тебе заботился.

Она: - А ты вообще на заводе был?

Он : - Так я ж там регулярно в командировках бываю. Вот в прошлый раз, помнишь, две недели пробыл, в октябре дело было, не путаю? Помнишь?

Она : - Я ж сейчас позвоню туда, разузнаю, приезжал ли две недели назад.

Он: - Так я ж поясняю, не добрался, поезд завернули...

Жена: - Ты ж сказал, что на обратном пути оттуда завернули?

Он: - Какая ж ты непонятливая у меня. Поезд не доехал до завода, завернули, утром глаза открываю, а я вместо завода на курорте, ну, зачем тебя пугать буду, вот и смолчал.

Она трубку бросила, моей куме позвонила, мол, не осталось ли у тебя запчастей для бомбы (кума в девичьей юности партизанила, бомбы в городовых бросала, в 70ых годах).

Я бы на месте мужа пересидел, пока не успокоится. Заодно и отмазку убедительную придумает, правда?

На фото - столичное кладбище Буэнос-Айреса. Место скорого пристанища несчастного мужа.

Tuesday, April 16, 2019

Неизвестный эпизод из Корейской войны

Пишу чаще всего о малоизвестных исторических эпизодах. Вот как и сейчас. Всегда указываю и источники, если сообщение может вызвать разумные сомнения в достоверности. Или же поясняю, почему источников нет.

Нижеизложенную историю слышал в первый раз на военной службе, от человека, который служил во время Корейской войны на РЛС в районе Владивостока. Гораздо позже общался по работе с американскими ветеранами корейской войны. Задавал вопрос об этом случае паре десятков человек, и, наверно, половина из них об эпизоде знала. Но сейчас попытался найти, не нашёл, масса выпадает данных о ВВС в той войне, но слишком обще ищу, видимо. Поэтому ручаться за 100% верные детали не могу.

Одним словом, военная разведка американских сил в Корее внимательно отслеживала полёты транспортных самолётов из СССР в Корею. В ходе работы были определены траектории, даты и даже примерный характер перевозимых грузов. Даже знали звания и фамилии пилотов и номера самолётов, а по этой информации уже тоже уточняли характер груза и прочее.

И вот однажды замечают необычную активность в радиообмене. И без всякой расшифровки становится ясно, что на такой-то военный аэродром в течение пары суток с разных мест Союза перелетают транспортные самолёты, а затем улетают. По этим данным, и по другим вычисленным параметрам (включая отрывочную информацию из Пхеньяна - скажем (ну, это я так, чтоб понятно было) о том, что траву красят у КПП) делается вывод, что в течение 1-2 дней в Пхеньян c упомянутого аэродрома вылетит инспекционная группа старших офицеров и генералов.

По каким-то наработанным данным, прогнозам погоды и прочему, даже время вылета примерно установлено, маршрут, предполагаемый тип самолёта и прочее.

А дальше проще. Известно, что на первом этапе у самолёта будет сопровождение из местных истребителей, базирующихся в СССР, а после пролёта на территорию Кореи - местные уже истребители примут смену. Но в полёте, при подлёте к границе, в таком-то месте есть "окно" в 5 минут, где сопровождения не будет и где маршрут идёт над морем. В это место прилетает американский истребитель, с запасными баками, и кружится вплотную к морю, уходя от слежения. Из-за дальности полёта и необходимого времени для выжидания, у него не хватит горючего на обратный путь. Но он дожидается советский транспорт, резко поднимается к нему, одной ракетой его сбивает. Тот падает в море, причины гибели неизвестны (при всех подозрениях). Разумеется, дело могло тут же вскрыться, но шла война, цель законная, разве вне зоны военных действий, но почти в ней. Просто, видимо, не хотели осложнений очередных, если получится скрыть причину катастрофы.

Так и получилось. Только уже после войны стало известно, что транспорт был сбит, а не упал сам, на нём погибли несколько десятков советских старших офицеров и генералов (что-то в голове цифра 30 человек, но не буду ручаться за неё, хотя проверил по гуглю - да, пассажиров - до 32 человек брал Ил-12). Вроде бы, речь об Ил-12 (это запомнил из рассказов ветеранов, несколько человек говорили, что это был Ил-12).

А, да, американский истребитель до базы не долетел, упал без горючего, но летчик спрыгнул и приводнился в условленном районе, где его ждали. Сочли, что потеря машины оправдывала дело.

Вот такие-то дела. Может, кто подробности сможет раскопать и напишет более подробно.

Пс - в комментариях упоминают случай 27 июля 1953 года - там тоже был сбит Ил-12, это было буквально в момент подписания перемирия и окончания войны. Это не тот случай. Я знал об этом случае, не стал вставлять упоминание о нём, чтобы не удлинять текст. Описываемый мною имел место в 51 или 52 году (не в 50, судя по тому, что первый мой собеседник был призван осенью 50ого и попал в часть в начале 51. А один из американцев утверждал, что "после того, как мы бежали из Пхеньяна" - это как раз может быть ошибкой памяти, Но вот первое свидетельство не оспоришь). И многие вспоминали и второй случай - отдельно, он стал очень известен, был подан протест и могло всё кончиться плохо, если бы все стороны не хотели положить конец бойне. Есть версия, что и сбит-то был второй самолет в целях провокации со стороны ястребов. Первый - в ходе войны и тихо. Второй - тут же всё было озвучено. Но да, тоже интересный. Как и тот случай, когда американцы за день потеряли 12 летающих крепостей, 60 членов из числа экипажей были убиты. А по советским данным - 8 крепостей были потеряны! Редчайший случай - больше потеряно в реальности, чем объявил противник! Обычно наоборот. Это было в ноябре или октябре 1950 года.

Печальный пейзаж. Фото от Леночки.

Текст от Йоко Йокозуна (https://www.facebook.com/yoko.yokozuna). 2 февраля 2025 года. Для архива. Хотел написать как неделю назад Трамп мощн...