Wednesday, May 22, 2019

Бомбардировки городов в Испании

Немного и кратко о бомбардировках городов в Испании


Про бомбёжку Герники знают все, даже описывать как-то неловко. Напомню только, что немецкая и итальянская авиация отмбобились по городу, нанеся удары волнами. Всего погибло не менее 200 человек, возможно, и до 500. (Долгие годы цифры назывались гораздо большие, но уже официально признано 200-500). В некотором смысле Гернике «повезло», потому что Пабло Пикассо увековечил бомбёжку в своём полотне, и про судьбу городка знают все.

Но ведь Герника была далеко не единственным городом, подвергнутым массовой авиабомбардировке во время испанской войны. И отличались в этих налётах обе стороны, как националисты, так и республиканцы.

Первыми начали бомбёжки городов республиканцы. Уже через неделю после начала войны республиканские самолёты бомбили Майорку, Гранаду и Овиедо. Чуть позже — Уэску, Хако и другие города. Заметим, кстати, что Майорку бомбили регулярно в течение всей войны, но целью была авибаза итальянцев, тогда как жертвы среди гражданского населения курорта были, скорее, случайными или же были убиты во время неудачного десанта республиканцев на этот остров. Отметим, что в налётах на Майорку принимали участие советские и американские экипижи — видимо, первый случай совместной боевой работы. В основном бомбили СБ-2 Туполева.

Националисты, немцы и итальянцы бомбили города в Басконии (Герника — самый известный случай), Толедо, Малагу, Гихон и т. д. Но больше всего бомбили Мадрид. В октябре-ноябре 1936 года жертавми бомбежек в столице стали тысячи человек (точное число неизвестно, но только при бомбардировке одной больницы погибли однажды 1000 человек). Печально курьёзный факт — Луи Делапре, французский журналист, который первым обвинил Франко в преступных бомбежках Мадрида, - был по ошибке убит пулеметной очередью советского истребителя, пилотируемого советским лётчиком.

Обе стороны отметились жестокостью. Республиканцы проводили практику расстрелов заключенных за каждый авиналёт. Например, в Гихоне, после бомбардировки города немцами (около 30 погибших), республиканцы расстреляли 150 заключенных, а в Малаге 50 заключенных (среди них поэта Хосе Мария Инохоса). Да и позже за каждую бомбежку республиканцы расстреливали десятки пленных, о чём сообщали публично. Один из самых драматичных расстрелов за бомбежки — расстрел заключенных в Ибице после авианалёта. Там, 13 сентября 1936 года, во время расстрела кто-то из расстреливающих возмутился, открыл огонь по своим, дал возможность бежать нескольким десяткам приговоренных, но около 100 человек были расстреляны.

Расправы республиканцев с заключенными продолжались всю войну после каждой бомбежки, вне зависимости от того, бомбили ли город или военные объекты. По словам Орлова, резидента НКВД, который отвечал за репрессии, приказ расстреливать заключенных пришёл от московского руководства, но проверить эти сведения пока невозможно (хотя свидетельства Орлова, как правило, верны). Всего республиканцами были расстрелены до 7 тысяч заключенных только как репрессии за бомбежки и обстрелы (массовые расправы по приговорам или без оных, как описанная в «По ком звонит колокол», в это число не входят, речь только о тех, где сами республиканцы объявляли цифры казнённых в отместку).

Франкисты в отместку заключенных не расстреливали, видимо. По меньшей мере, сведений об этом нет.
Но налёты на города с обеих сторон продолжались и продолжались. Известна бомбежка советской авиацией Сеуты в апреле 1937 года, где погибли 30 детей, ответные бомбежки опять же Мадрида, когда были убиты до 250 человек и т. д.

Самый трагический налёт совершено, скорее всего, советскими лётчиками на город Кабра, населением в 20 тысяч человек. Налёт совершён 7 ноября 1938 года, в честь годовщины Октябрьской революции. В городе не было ни одного военного или промышленного объекта. Город не представлял никакого интереса с военной точки зрения. Оправдания республиканской стороны примерно такие же, как оправдания националистов после бомбежки Герники — были сведения, что там встала лагерем вражеская колонна, мы бомбили расположение их лагеря, а оказалось, это рынок и прилегающие рабочие кварталы.

Налёт совершён эскадрильей туполевских СБ-2, известных в Испании, как «Катюши». По разным источникам, в налёте приняли участие от трёх до 12 самолётов (скорее, всё же, 12). Три самолёта атаковали рынок, остальные ударили по окружающим кварталам. Всего погибло на месте до 150 человек, ещё сотни были ранены (можно встретить упоминание 109 погибших, но это, видимо, число убитых и умерших от ран на рынке, без учёта жертв в других кварталах). Любопытно, что в первом официальном коммюнике националистов говорится о 86 погибших жителях, но уже после число было подсчитано точнее. В этом коммюнике указано, что «наши славные части с уважением относятся к достойным противникам и не допускают зверств по отношению к ним, но очередное преступление против беззащитных жителей не останется без ответа». Республиканцы, со своей стороны в военной сводке констатируют кратко: 7 ноября, в 7.27 утра три наших бомбардировщика Катюша нанесли удары по городу Кабра. Наблюдались взрывы в центре городе, вражеских истребителей замечено не было, наши самолёты благополучно вернулись на базу.

Число «три» указано, очевидно, в дезинформационных целях — преувеличить бомбовую нагрузку своих самолётов или показать, что у нас тут мало машин и т. д. Нормальная практика на войне.

Уточним, что хотя в большинстве статей считается, что бомбили советские летчики (включая Википедию), но кто-то утверждает, что это были испанцы, а кто-то, что американцы (они были в составе экипажей Катюш, это известный факт). Очень вероятно, что если самолётов и впрямь было 12, то экипажи были и советские, и испанские, и американские, а то и из других стран. До сих пор никто не принёс извинений за бомбёжку Кабры (за Гернику извинения были принесены).

Одним словом, Герника была лишь одним, и далеко не самым кровавым эпизодом той войны. Ну, и более подробное описание потребовало бы уже гораздо больше времени и усилий, а также тщательного поиска для уточнения цифр, дат и так далее.

Фото — картина Герника. Единственный город, о безжалостной бомбежке в той войне которого мир знает.
Герника, картина Пабло Пикассо.

No comments:

Post a Comment

Леночка: Первые месяцы

Леночка: Первые месяцы Впервые я увидел Леночку через окно роддома — внутрь в те времена не пускали. Хотя палата находилась на четверто...