Tuesday, April 16, 2019

Неизвестный эпизод из Корейской войны

Пишу чаще всего о малоизвестных исторических эпизодах. Вот как и сейчас. Всегда указываю и источники, если сообщение может вызвать разумные сомнения в достоверности. Или же поясняю, почему источников нет.

Нижеизложенную историю слышал в первый раз на военной службе, от человека, который служил во время Корейской войны на РЛС в районе Владивостока. Гораздо позже общался по работе с американскими ветеранами корейской войны. Задавал вопрос об этом случае паре десятков человек, и, наверно, половина из них об эпизоде знала. Но сейчас попытался найти, не нашёл, масса выпадает данных о ВВС в той войне, но слишком обще ищу, видимо. Поэтому ручаться за 100% верные детали не могу.

Одним словом, военная разведка американских сил в Корее внимательно отслеживала полёты транспортных самолётов из СССР в Корею. В ходе работы были определены траектории, даты и даже примерный характер перевозимых грузов. Даже знали звания и фамилии пилотов и номера самолётов, а по этой информации уже тоже уточняли характер груза и прочее.

И вот однажды замечают необычную активность в радиообмене. И без всякой расшифровки становится ясно, что на такой-то военный аэродром в течение пары суток с разных мест Союза перелетают транспортные самолёты, а затем улетают. По этим данным, и по другим вычисленным параметрам (включая отрывочную информацию из Пхеньяна - скажем (ну, это я так, чтоб понятно было) о том, что траву красят у КПП) делается вывод, что в течение 1-2 дней в Пхеньян c упомянутого аэродрома вылетит инспекционная группа старших офицеров и генералов.

По каким-то наработанным данным, прогнозам погоды и прочему, даже время вылета примерно установлено, маршрут, предполагаемый тип самолёта и прочее.

А дальше проще. Известно, что на первом этапе у самолёта будет сопровождение из местных истребителей, базирующихся в СССР, а после пролёта на территорию Кореи - местные уже истребители примут смену. Но в полёте, при подлёте к границе, в таком-то месте есть "окно" в 5 минут, где сопровождения не будет и где маршрут идёт над морем. В это место прилетает американский истребитель, с запасными баками, и кружится вплотную к морю, уходя от слежения. Из-за дальности полёта и необходимого времени для выжидания, у него не хватит горючего на обратный путь. Но он дожидается советский транспорт, резко поднимается к нему, одной ракетой его сбивает. Тот падает в море, причины гибели неизвестны (при всех подозрениях). Разумеется, дело могло тут же вскрыться, но шла война, цель законная, разве вне зоны военных действий, но почти в ней. Просто, видимо, не хотели осложнений очередных, если получится скрыть причину катастрофы.

Так и получилось. Только уже после войны стало известно, что транспорт был сбит, а не упал сам, на нём погибли несколько десятков советских старших офицеров и генералов (что-то в голове цифра 30 человек, но не буду ручаться за неё, хотя проверил по гуглю - да, пассажиров - до 32 человек брал Ил-12). Вроде бы, речь об Ил-12 (это запомнил из рассказов ветеранов, несколько человек говорили, что это был Ил-12).

А, да, американский истребитель до базы не долетел, упал без горючего, но летчик спрыгнул и приводнился в условленном районе, где его ждали. Сочли, что потеря машины оправдывала дело.

Вот такие-то дела. Может, кто подробности сможет раскопать и напишет более подробно.

Пс - в комментариях упоминают случай 27 июля 1953 года - там тоже был сбит Ил-12, это было буквально в момент подписания перемирия и окончания войны. Это не тот случай. Я знал об этом случае, не стал вставлять упоминание о нём, чтобы не удлинять текст. Описываемый мною имел место в 51 или 52 году (не в 50, судя по тому, что первый мой собеседник был призван осенью 50ого и попал в часть в начале 51. А один из американцев утверждал, что "после того, как мы бежали из Пхеньяна" - это как раз может быть ошибкой памяти, Но вот первое свидетельство не оспоришь). И многие вспоминали и второй случай - отдельно, он стал очень известен, был подан протест и могло всё кончиться плохо, если бы все стороны не хотели положить конец бойне. Есть версия, что и сбит-то был второй самолет в целях провокации со стороны ястребов. Первый - в ходе войны и тихо. Второй - тут же всё было озвучено. Но да, тоже интересный. Как и тот случай, когда американцы за день потеряли 12 летающих крепостей, 60 членов из числа экипажей были убиты. А по советским данным - 8 крепостей были потеряны! Редчайший случай - больше потеряно в реальности, чем объявил противник! Обычно наоборот. Это было в ноябре или октябре 1950 года.

Печальный пейзаж. Фото от Леночки.

No comments:

Post a Comment

Леночка: Первые месяцы

Леночка: Первые месяцы Впервые я увидел Леночку через окно роддома — внутрь в те времена не пускали. Хотя палата находилась на четверто...