Wednesday, May 2, 2018

О стрельбе по лётчикам

О стрельбе по лётчикам


В связи с кампанией о стрельбе по летчикам, покинувшим сбитый самолёт. Никакого сомнения в том, что эта практика порочна. Более того, насколько знаю, она выведена отдельным пунктом в какие-то правила ведения войны (буквально лет 20 назад, не искал сейчас). Более того, это неправильно и с военной точки зрения — пилота можно захватить, допросить, обменять, использовать в пропаганде, да мало ли, что. Кто бы спорил.

Но! Удивляют крики про «не люди, гады, ужасть какой!» В детский сад-то играть зачем? На протяжение всей столетней истории авиации по членам экипажа сбитого самолёта стреляли все, кому не лень. Иногда (наверно, чаще всего) из ненависти к врагу. Иногда из садизма, наверно. Иногда в практических целях (а вот убью его, на одного врага меньше). Эмоции преобладали, конечно.

Любопытно, «А зори здесь тихие» кто-нибудь читал из проклинающих? Тот эпизод, где одна из героинь расстреливает парашютистов со сбитого бомбардировщика? Она что «не человек, ужасть какой»? Или «так это она плохих летчиков стреляет, ей можно». Тогда ещё случай: Во время гражданской войны в Испании первый погибший советский летчик был расстрелян в воздухе своими же республиканцами, в полной уверенности, что это фашист. Он спускался на Мадрид. Даже если думали, что фашист, правильнее было бы захватить в плен. Но люди стреляли, изрешетили его, из ненависти к фашистам. Так как в этом случае расценивать дело?

А поляки и чехи в 1940 году в Британии? Специальное распоряжение ВВС Британии вынесло — Поляки и чехи неоднократно замечены в стрельбе по спрыгнувшим немцам. За расстрел в воздухе членов экипажей сбитых немецких самолетов будет трибунал. Только так удалось прекратить эту практику. Никакие пояснения и уговоры не действовали. Ну, опять же, понять можно, они родину потеряли только что… Тем не менее.

Я уж не беру последующие годы Второй мировой. Эйзенхаур тоже был вынужден издать указ о запрете стрельбы по сбитым летчикам — как для пилотов, так и для пехоты. Под угрозой трибунала за измену! (ты убил потенциальный источник информации — помог врагу!).

Редкое исключение — Вьетнам. Да и то потому, что власти Вьетнама сразу же поняли, что надо делать. Соответствующие жесткие распоряжения были отданы чуть ли не до начала бомбежек. На основе опыта войны с французами, где тех расстреливали в воздухе. Вот вьетнамцы и предотвратили это дело, пояснив, что за пленного врага будет награда. За убитого пулей в воздухе, будет трибунал (был даже странный случай — один полковник ВВС США был смертельно ранен пулей в кабине. Успел катапультироваться. После осмотра тела обвинили подразделение в стрельбе по парашютисту. Спасло то, что там даже пулеметов не было у пехоты — ясно было, что сбили из винтовок, то есть, стреляли по самолёту, а не по спрыгнувшему лётчику А то бы штрафбат стрелку, а не награда).

Поэтому детского сада не надо. Плохой летчик, хороший летчик, плохие повстанцы, хорошие повстанцы, правы турки, не правы турки. Да ругайтесь, сколько хотите. Детского сада не надо про «ах, какие нелюди, ах, какие звери, стреляли в пилота на парашюте». Все стреляют. Лучше войну запретите. Тогда никто не будет стрелять.

Небо. Фото от Леночки.

No comments:

Post a Comment

Леночка: Первые месяцы

Леночка: Первые месяцы Впервые я увидел Леночку через окно роддома — внутрь в те времена не пускали. Хотя палата находилась на четверто...