Tuesday, March 13, 2018

История создания герба Мозамбика

История создания герба Мозамбика


В связи с горячими обсуждениями автомата Калашникова и его участием на гербах пары африканских стран, расскажу-ка про герб Мозамбика — там забавная история.

Мужик был один, уроженец Ужгорода (или Львова? Врать не буду, не помню точно, но из тех краёв. Войтеком звали. Офицер советской армии, в Мозамбике одно время служил. Отличный мужик! Сам поляк по предкам, западный украинец по духу, внутренне иногда противоречил сам себе, когда выпьет, мол, как мне жить, душу воротит, я ж и за тех, и за других, а вот, нет мне прощения… А я ему тогда: — Войтек, да ладно тебе расстраиваться, давай ещё по одной.

Ага, Войтек очень хорошо живописал! И знал всех художников наперечёт. Бывало, на спор покажешь картинку — то ли куст сирени, то ли баба голая, а он сразу: — Это кисть самого Ольгуна Мюлтредера-Черного, хотя, погодь-погодь… (понюхает листочек, на свет посмотрит) и: — Нет, вру! Это кто-то из его учеников, у Мюлтререда нижний мазок слева всегда послабже будет.

Да, так вот, как-то раз сидит Войтек, никого не трогает, и тут к нему подваливает местный мужик-мозамбиканец. Мол, друг советский, вот мы герб хотим сделать страны, а по слухам, ты лучший знаток живописи на всю страну. Есть ли у тебя идеи про наш будущий герб, чтоб оригинально было и показывало, что мы за вас, чтоб больше грантов от СССР! (ну, может не так прямо, но в этом смысле).

Герб Мозамбика.

А у Войтека голова раскалывается, мы с ним вчера не рассчитали. Тогда он берёт герб СССР (на стенке в штабе висел), вырывает из середины кусок, и говорит — положите вместо пустого места автомат и мотыгу скрещенные, оригинально и жутко для врага — автомат — это понятно, всех перебьем, а мотыга — «а кто уцелеет, того мотыгой добъем» (тогда, вишь ли, Камбоджа на слуху была, где всех мотыгами били, патроны экономили). В центре — солнышко (и рисует, но рука дрожит, вместо солнца шестерёнка получилась, а ответственные за герб решили, что так и положено). А по краям Войтек колосья пустил, как в советском гербе. Ну, Войтек-то с похмелья, да и не в себе. А мужики за идею ухватились, и как свою подали по начальству, правда, вместо колосьев добавили кукурузу и банановые листья. Кто-то аж художественно обработал. Герб удался. Заглядение просто.

Потом Войтеку я рассказал, как он герб Мозамбика придумал. Он: — «Что, правда, что ли? Ой, я ж не помню, как мне в голову ударило, не надо было банановым самогоном разбавлять, я ж предупреждал! Ты уж не говори никому, а том посадят за такой бред увековеченный в гербе». Ну, я и молчал долго. Раз слово дал. Но раз такое дело, приходится рассказать. Честное слово, не вру! Пусть хоть дамы пальцами тычат, мол, настаиваю на том, что ты лжец последний. Я привыкший.

Давно дело было. Войтека найти не могу — нет нигде в сети, но если кто из Ужгорода или Львова признает, спасибо тому, фамилию сообщу в частной переписке, с удовльствием нашёл бы его. Не стареют душой ветераны

No comments:

Post a Comment

Леночка: Первые месяцы

Леночка: Первые месяцы Впервые я увидел Леночку через окно роддома — внутрь в те времена не пускали. Хотя палата находилась на четверто...