Wednesday, May 2, 2018

О параноиках

О параноиках


Этот текст — результат работы над первым текстом по теме. Просто  уточнил у профессионалов, выходцы из каких стран от какой паранои страдают. Вот и описываю. Длинно и подробно. Но зато познавательно.

В том, что касается психиатрии, врачи любят категорических утверждений. Слишком много неизвестного, слишком сложно определить границы, за которыми обычные фобии, присущие каждому человеку, переходят в болезнь, слишком много факторов, которые могут ситуацию влиять — иногда типичный параноидальный бред типичного параноика может оказаться реальностью, а «больной», вдруг, оказывается, совершенно не болен… Да и не рекомендуется рассказывать о сути психических болезней – собеседники-непрофессионалы обязательно поймут что-то неверно.

Однако, узнал я любопытную особенность, суть которой можно донести до слушателя практически безошибочно. А именно: параноидально-шизофренические страхи (это не научный термин, но понятно, о чём речь), очень различаются у жителей разных стран. Более того, параноидальные страхи, присущие народу, меняются со временем, в зависимости от развития страны.

Мои беседы с профессионалами имели место в Монреале. А Монреаль, это:

а) город космополитический. Из 3 миллионов населения мегаполиса, 2 миллиона (две трети!) — иммигранты первого и второго поколения. Каждый год в город переезжают из десятков стран мира 30-50 тысяч человек, как правило, люди, у которых французский и английский языки — неродные (оба этих языка в городе в ходу, хотя английский меньше и официально «притесняется»). Все жители пользются равными правами, определенных «гетто» нет (хотя отдельные районы, где большинство будет неграми или китайцами, существуют, но выражено разделение далеко не так сильно, как в Нью-Йорке, например). Таким образом, у психиатров есть прекрасная возможность регулярно общаться с людьми из самых разных стран мира, а при необходимости — их лечить.

б) город профессиональной психиатрии. Именно здесь был открыт первые в мире НИИ психиатрии, нейрохирургии, изучения мозга. Местные учёные — авторы самых важных трудов в области (их именами названы улицы в центре города). Кафедры наших университетов считаются сильнейшими в мире, а наши выпускники соответствующих врачебных факультетов и кафедр ценятся всюду. В местных психбольницах лечат людей со всего света не только потому, что у нас такое население, но и потому, что приезжают к нам лечиться отовсюду. Поэтому можно считать, что врачи-психиатры всё-таки могут сделать вывод о всём земном шаре.

Последний момент: Конечно, выборка пациентов не идеальна. Всё же едут сюда жить не нищие, не самые больные, не самые удачные (богачу везде неплохо, а успешный политик останется в родном городе, к примеру). Однако, более-менее, ситуацию можно считать типичной.

Паранойя. Автор фото - Леночка.

А теперь, после долгого предисловия к делу.

Какие же навязчивые идеи присущи разным народам?

Если говорить тезисно, то они следующие (разумеется, речь не о 100% «попадании», а примерно о 80% пациентов с этими направлениями — я избегаю слов «диагноз», «болезнь»):

Французы бельгийцы, швейцарцы. Основные варианты следующие: мания величия; уверенность в том, что его (её) подменили в раннем возрасте; уверенность в том, что родители у человека приёмные, а настоящие — это леди Диана, король Испании, космонавт Гагарин и т.д. — разумеется, всегда есть доказательства, улики, чёткие признаки — человек всегда найдет в себе черты «настоящей матери», например. Человек уверен, что он изобрел нечто невероятно важное, или он мессия и т.д. Почему же изобретение не внедряют, или почему его не почитают? А потому, что консерваторы-учёные не пускают. Транснациональным компаниям не хочется внедрять открытие. Денег не хватает на публикацию книги, которая откроет глаза человечеству.

Рука, простёртая над нами. Нью-Йорк, район Таймс-Сквер. Фото - Леночка.

Немцы, голландцы, датчане, шведы : Измена, вероломство, предательство. «Я бы всего добился, если бы жена не предала и не выдала мои тайны соседу» (вариант: «Мы победили бы в войне, если бы не измена генералов» – А. Гитлер).

Азиаты (вьетнамцы, китайцы, индонезийцы, филлипинцы и т.д.) : Голод. Надо много есть, надо копить еду, завтра её у меня не будет. В разных вариантах человек либо много ест, впихивая в себя еду через «не могу», либо, наоборот, — голодает, но всю еду прячет в потайных местах, и не чувствует вони от сгнивших продуктов.

Выходцы из Индии: мания величия, как правило, связанная с религиозными верованиями — человек считает себя мессией, воплощением богов, великим проповдником. Очень часто — научные открытия — человек уверен, что изобрёл или открыл нечто великое. Разница с европейцами, скорее, в гораздо большей религиозной составляющей и в более «научных» подходах.

Африканцы: Мании, связанные с животными. Человек считает себя превращающимся в зверя (в прямом смысле), боится, что родится у него не человек, а звереныш, боится, что в городе его задерёт медведь (медведь или лев живёт в его подвале, прячется за стенкой, поэтому его не видят) и т.д.

Американцы и канадцы: Страх отправления. Чаще всего — страх отравления родственниками или соседями. Еду нельзя принимать ни от кого. «В магазину весь персонал подкуплен моими родственниками, там мне подсунут отравленное и т.д. Цель – мой дом получить, наследство и т.д. Вторая мания — похищения инопланетянами (злыми или добрыми). Иногда вариант — человек сам пошёл на контакт с пришельцами, а не стал жертвой похищения. Обе мании встречаются примерно поровну.

Жители бывшего СССР (русские, украинцы, казахи, армяне и т.д.): Мировой заговор спецслужб.

Эта мания у выходцев из СССР чётче проявлется, чем фобии всех остальных. Если у остальных основные параноидальные идеи относятся к примерно 80% пациентов (остальные могут верить во что-то другое), то у жителей СССР — не менее 95% процентов пациентов верят в заговор «закулисы».

Если люди настроены «антисоветски» — они верят, что КГБ (ФСБ, казахская безопасность, украинские военные и т.д.) поставили в соседней квартире излучатели и «готовят из меня робота, хотят меня убить, пытаются выведать, что я знаю о канадской обороне, через меня пытаются уничтожить Канаду, хотят завоевать мир, поделить заново сферы влияния между Китаем и Россией, создать Великую Армению на территории Канады» и т.д. (нужное подчеркнуть).

Если люди выступают «за историческую родину», считают, что СССР был замечательной страной, то «ЦРУ хочет меня извести, потому что я русский, США хотят поделить мир и захватить всю нефть, через меня пытаются уничтожить русский народ — меня облучают, я приеду в Москву и заражу остальных, меня готовят в зомби — я приеду в Сибирь и взорву, сам не ведая того, танковый завод, ЦРУ в каждом посольстве держит излучатели, которые гробят наш народ, все оппозиционеры в моей стране – роботы ЦРУ, американцы спят и видят, как бы Россию на колени поставить и т.д.

Любопытно, что никакие другие пациенты так упорно и так стройно не отстаивают свои теории, как «советские люди» теории всемирных заговоров. У латиноамериканцев часто встречаются идеи заговора, но они, как правило, ограничиваются уровнем своей страны. О мировом господстве, переделе мира, мировых стратегических комбинациях заходит речь, как правило, у тех, кто жил в СССР. Причем при каждом важном событии (экономический кризис, цунами, извержение вулкана и т.д.) пациенты причудливо, но совершенно «логично» связывают даже природные катастрофы с борьбой за всемирное господство. То есть, они не утверждают, что вулкан был «включен ЦРУ» — это было бы слишком. Но вот то, что ЦРУ уже 20 лет назад приготовилось к любому извержению любого вулкана, и тут же начинает использовать извержение ради закабаления мира — это вам докажут «фактами» (или же КГБ, если человек — «антисоветчик»). А любое наводнение – разумеется, результат заговора КГБ или ЦРУ, которые взорвали подземную бомбу (против кого пациент, тот и взорвал).

Любое событие в мире вызывает всплеск параноидальных явлений. Кто-то боится голода, начинает прятать еду. Но выходцы из СССР сразу же начинают «выходить на публику». Они пишут канадскому правительству, в канадские газеты, в посольство России и США, а сегодня и в интернете. Причем параноидальные идеи у всех логично обосновываются, иногда с глубокими историческими экскурсами. Эти люди могут книги писать на основе своего бреда, где не всегда отличишь бред от неожиданной, абсурдной, но, всё-же, более-менее обычной теории.

Как отличать человека, несущего параноидальный бред? Иногда это может быть важным в обыденной жизни (от того, что такие люди могут и вас во враги записать, и заканчивая тем, чтобы не тратить на них свое время — им всё равно не поможешь.

1) Они «зациклены» на одной идее. Во всём виноват кто-то один (США, Англия, Россия, Эстония и т.д.). Все войны, революции, союзы, экономические реформы — всё, абсолютно, в течение всей истории «моей страны» объясняются только попытками врага, который «хочет нас закабалить и уничтожить». В ответ на любой вопрос, говоря на любую тему, больной человек всегда будет сводить дело только к «агентам врага». Как бы вы ни пытались его перенаправить — не получится. Человек всегда будет возвращаться к теме «врага, который хочет нас погубить».

2) Они никогда не дадут прямой ответ на вопрос. Если спросить — «сколько будет 2 плюс 2», он не ответит «четыре» или даже «пять». Типичные возможные ответы: «Да они столько покажут, сколько им надо»; «Вы же понимаете сами, что враги не дремлют»; «Всё это подстроено! Они всегда предают союзников» (вопрос: «так сколько же будет 2 + 2 ?» Ответ: «всё подстроено, они всегда предают союзников, которые перестали быть нужны!». Вариант ответа: «Как правило, путем облучения, враги могут добиться любого результата, поверьте мне, я знаю, о чем говорю»). Единственное исключение и прямой ответ: Враги! «Кто виноват» — «Враги!». «Почему в этом ресторане невкусно кормят?» — «Враги специально так устроили, чтобы я сюда не ходил, видимо, здесь сложно установить облучатели моего мозга».

3) Они никогда не скажут «Не знаю». То есть, они не ответят на вопрос «сколько будет 2 в степени 27 умноженное на 4 в минус пятой степени», но они не скажут «не знаю». В ответе будут разоблачены враги. Исключение: Слова «не знаю» обязательно будут произнесены, если человек ЗНАЕТ ответ на сложный вопрос, который непосредственно его касается. Например — «Правда ли, что ваша жена украла в магазине перчатки» — «не знаю!». Если человек не знает на самом деле, он расскажет об агентах влияния и т.д. Но если он видел, как та крала перчатки, то скажет «не знаю». Такова особенность его психики.

4) Они стремятся к публичности. Сегодня это достаточно легко благодаря интернету — они публикуют и тиражируют свои теории очень широко. Они очень много рассказывают о врагах и о том, как те мечтают уничтожить родную державу.

5) Вокруг них скапливаются массы последователей — они как бы притягивают больных и наполовину больных. Как правило — это люди из той же страны. Остальных их бред не интеересует. Но так как таких людей – не единицы, то в результате массовость четко видна. Один такой человек расскажет о том, что индейцев США на самом деле уничтожили не американцы, а норвежцы, свалившие вину на американцев… и сотни тысяч легко внушаемых пациентов будут искать (и находить!) доказательства вины норвежцев, доказывать, что правительство признало вину для каких-то там целей, что документы подделаны и т.д.

6) Они уверены в своей правоте, а все, кто с ними спорит — куплены врагами (или изначально воспитаны врагами, привезены к нам с целью шпионажа и развала).

Спорить с этими людьми бесполезно, с ними надо только соглашаться, иначе они становятся опасными.

Заключение:

У этих сумасшедших, как правило, «неплохо подвешен язык». Даже нормальные люди могут им верить. А так как и нормальные люди могут выдвигать теории, необычные идеи, делать открытия и находить ошибки в общеизвестных истинах, то отличить безумцев от небезумцев иногда сложно. Но возможно. Если человек не зациклен, а говорит о разных вещах, не связывая их между собой, то, скорее всего, он нормален (например, разобачает коррупцию и рассказывает о любимых фильмах. Если разговор о фильмах не сводится постоянно к коррупции — то всё в порядке). Если любая мысль возвращается к «вине врага в том, что происходит в экономике, в политике, в Африке, на Луне, в сьемках кино и т.д. «, а больше ничего человека не интересует и не может «зацепить» — автор болен.

Вот примерно так говорят профессионалы. Но, конечно, излагать непрофессионалу сложно. В любом случае — вы предупреждены. Осторожней будьте.

Ой, я про арабов не рассказал, но это отдельная песня. Лучше не буду…

No comments:

Post a Comment

Леночка: Первые месяцы

Леночка: Первые месяцы Впервые я увидел Леночку через окно роддома — внутрь в те времена не пускали. Хотя палата находилась на четверто...