Ленин. Начало (Lenine. The Beginning)
Триллер. Историческая сага
Рецензия на фильм
Режиссёр – Норм Шмидт. В главных ролях: В. Ленин – Леонардо ди Каприо, И. Сталин – Тим Рот, Л. Троцкий – Джонни Депп, В. Путин – В. Путин.
Это были суровые времена. Крутые мужчины сходились в рукопашных схватках, доказывая друг другу, что их точка зрения – единственно верная. В ход шло любое смертельное оружие — топоры, тесаки, ледорубы, вилы.
Маленький мальчик Володя Ульянов с детства жил в обстановке нервозного ожидания смертельной опасности, и это ожидание его не обмануло. Впрочем, сам мальчик остался жив. Но его старший брат Александр (камео Орландо Блума), который для мальчика был другом и наставником — был зверски убит коррумпированными представителями власти. На самом деле решались вопросы о сфере влияния и это был чистый бизнес, ничего более, но мальчику Володе было все равно. Враг убил его брата, и мальчик дал клятву отомстить.
Прошли годы, но мальчик о мести не забыл. Первая попытка расправиться с убийцей брата не удалась, но император (а именно по его приказу и убили брата) не казнил Володю, а просто бросил в сырые застенки.
Когда мальчуган окончательно возмужал, он вновь взялся за дело. Завязалась кровавая битва, во время которой брат был отомщен. Развязку эпопеи мы, зрители, не увидим – фильм «Ленин. Начало», завершается эпохальными сценами Второго Съезда РСДРП, на котором большевики принимают программу свержения царизма и начинают планомерную охоту на власть.
Но назвать картину «политической драмой» язык не повернётся ни у одного критика. Перед нами триллер, где до самых последних минут непонятно, победит ли фракция большевиков, или же меньшевикам и бундовцам удастся настоять на своём. Интриги, подковёрные схватки, обманы и обещания, надежды, посулы и подкуп – присутствуют все элементы политической игры, где на кону стоит судьба крупнейшей страны мира.
И надо сказать, подана интрига с головокружительным неистовством. Накал страстей не ослабевает ни на секунду, а неожиданные повороты сюжета заставляют нас ахать, и вжиматься в спинку кресла, стирая испарину со лба.
Попутно Владимир Ильил учится жизни и мечется между двумя красавицами и соратницами – Надеждой Крупской и Инессой Арманд.
Я с недоверием отношусь к эпохальным кинопроектам, которые режиссером вынашиваются всю жизнь. Практика показала, что долговынашиваемые проекты чаще всего рождаются или уже почившими в бозе, или кривоватенькими на оба глаза и ухо. А уж с «Лениным» шуму было… Норм Шмидт вынашивал планы создания этой картины во времена, когда Камерон снимал первого «Чужого». Но тогда Норм не нашел взаимопонимания с продюсерами, Ленин выпал из колоды после распада СССР, и мечту о фильме пришлось отложить.
Наконец, когда американский режиссёр сумел заинтересовать «Лениным» руководство Российской Федерации, проект стронулся с мертвой точки.
Ленин и Ди Каприо в роли молодого Ленина |
Инесса Арманд и Салма Хайяк в роли юной Арманд |
Троцкий и Джонни Депп в роли молодого Троцкого |
Надежда Крупская и Кидман в роли юной Крупской |
Сталин и Тим Рот в роли молодого Сталина |
Леонардо Ди Каприо на роль молодого Владимира Ильича планировался с самого начала. Правда, бюджет у фильма был довольно скромный (учитывая планируемую масштабность постановки), поэтому Ди Каприо не могли заплатить его обычный гонорар в 30 миллионов долларов, ограничившись 10 миллионами рублей, но актера удалось уломать обещанием участия в прибылях.
Первоначальная авторская версия шла почти пять часов, но продюсеры утверждали, что фильм безбожно затянут и политизирован, так что что в таком виде его показывать нельзя ни под каким видом. В результате картину сократили, но включили в нее любовные сцены, причем эти сцены пришлось доснимать в спешном порядке.
И фильм, что говорится, получился! Эпоха начала 20ого века воссоздана превосходно, масштабы впечатляют и даже потрясают. Сцены политических боев сделаны очень качественно, а уж финальное «чукалово» стало не просто «чукалово», а Чукалово, с большой буквы, В Котором Родился Двадцатый Век.
К сожалению, масштабные эпическую драму и триллер несколько портит дешевая мелодрама. Обидно то, что все сильнейшие моменты картины — войны между большевиками и меньшевиками, перестрелки с полицией, налёты на банки и воинские гарнизоны, перемежаются тривиальной мелодрамой. Иногда гениальная постановка растворяется в любовной мерихлюндии.
Оно понятно, что голливудские, да и вообще киношные, традиции таковы ещё со времён незабвенной Одри Хепберн — что в любое эпическое произведение нужно воткнуть любовь. Но мне этот дурдом с Наденькой и Инессой, с улыбкой выдирающих друг другу космы в битве за Володеньку, очень мешал. Ну не нужна там любовь, не нужна. Хотя, женщины, наверно, со мной не согласятся – десяток соседок в кинозале вытирал слёзы умиления в горько всхлипывал на сценах любовных диалогов.
Герои Ди Каприо, Дьепа, Салмы Хайяк, Николь Кидман – великолепны. Мальчик из Титаника стал мужчиной, решающим судьбы человечества. Салма и Николь составляют вполне гармоничную пару. Никакой надуманности, театральности, фальшивости. Прямое попадание в яблочко!
Тим Рот в роли Сталина — просто гениален. По-другому и не скажешь. Что он вытворяет в этом фильме — даже передать невозможно. Причем чисто внешне он не выглядит предводителем большевистской банды — телосложение у актёра довольно субтильное, — однако ему блестяще удалось продемонстрировать то, что называется словом «крутизна» — его Сталин по-настоящему крут. Он ничего и никого не боится. У него есть жесткий и жестокий кодекс чести, у него есть очень четкие принципы. Он — настоящий мужик во всех смыслах этого слова. Он привык уважать тех врагов, которые заслуживают уважения — даже если они погибли от его собственной руки, — и он презирает тех, кто слаб духом. Его можно ненавидеть, любить или бояться до животного ужаса, но его нельзя презирать, потому что люди такого уровня внутренней силы рождаются раз в столетие.
Резюмирую. Картина – почти шедевр, и не стала таковым только из-за романтической линии, что обидно. Зато все остальное — масштабные сцены, политика, напряжение интриги воссоздание эпохи — великолепны!
Завершающий монолог президента России В.В. Путина, подводящего итог фильму и эпохе, выше всяческий похвал. Сравнение себя самого с Лениным и Сталином в одном лице ко многому обязывает.
Заметим, что в фильме есть противоречия и несоответствия исторической правде – например, Инесса Арманд не была депутатом Второго съезда РСДРП, Троцкий не ел свинину (хотя сцены с жареным поросёнком бесподобны, надо признать), а Ленин в Риге пробыл всего лишь один день, проездом, и не участвовал в налёте большевистских боевиков на книжный магазин в проезде Упиша. Но все эти недостатки – лишь мелкие придирки. Потому что при всех недостатках, картина, безусловно, является довольно крупнейшим кинематографическим событием года.
Мне фильм «Ленин. Начало» напомнил роскошное блюдо, приготовленное потрясающим шеф-поваром, и поданное в шикарнейшим обрамлении. Кстати, подбор актёров на главные роли просто изумителен. Судите сами: слева прототип, справа, актёр играющий героя.
No comments:
Post a Comment