Thursday, March 22, 2018

Никарагуанский канал и его история

Никарагуанский канал и его история


Строительство межокеанского Никарагуанского канала у всех на устах. Проект и впрямь грандиозный – такие проекты на нашей планете редкость.

Согласно планам — длина нового канала – 288 километров (длина Панамского канала – 80 километров), ширина шлюзов – до 430 метров (шлюзов такой пропускной способности человечество ещё не знало). Канал должен пропускать огромные танкеры тоннажем до 280 тысяч тонн. И открытие канала ожидается не позже 2020 года!

Моё личное мнение? Не построят. Забросят на полпути в лучшем случае. А скорее всего, распилят миллионов десять на начальном этапе и разбегутся. После того, как новых дураков-инвесторов не найдут.

Но если и когда Никарагуанский канал будет построен, путь между восточным и западным побережьем США сократится на 800 километров по сравнению с маршрутом, пролегающим через Панамский канал. К тому же, крупнотоннажные танкеры вынуждены огибать мыс Горн, чтобы добраться из Азии на восточное побережье США.

После открытия нового канала (гипотетического), по нему будет проходить 5% мировых торговых потоков (по Панамскому каналу следует 3%). Из одной из беднейших стран Латинской Америки Никарагуа автоматически становится самой процветающей страной Латинской Америки.

Однако, стоимость строительства канала оценена в 40 миллиардов долларов США (30 миллиардов евро по среднему курсу 2013 года). А весь годовой бюджет Никарагуа – 2,5 миллиарда долларов! Где деньги, Зин?

Деньги дают китайцы. В 2013 году китайский концерн HKND (Beijing Interoceanic Canal Investment Co) во главе которого стоит миллиардер Wang Jing, подписал соглашение с правительством Никарагуа о полном финансировании работ в обмен на право исключительной эксплуатации канала и его структур в течение 50 лет, с правом продления соглашения на следующие 50 лет.

Марка с изображением будущего Никарагуанского канала, выпущенная в 1900 году, на ней вулканы и сцена строительства межокеанского канала.

Таким образом, кроме обычной коммерческой выгоды, Китай получает прямой контроль над одним из основных морских путей в мире (заметим, что из общего числа судов, проходящих через Панамский канал, около половины осуществляют торговлю между восточным и западным побережьями США).

Правительство Никарагуа дружественно Кубе и путинской России, а также настроено резко антиамерикански. В том же 2013 году, Национальная Ассамблея Никарагуа приняла Закон о Канале.

Против канала выступают в Никарагуа разве что экологи, бьющие в барабаны по поводу отрицательного влияния новой структуры на местные фауну и флору – например, существуют опасения, что пострадает экология озера Никарагуа – крупнейшего резервуара пресной воды в регионе. Но власти намекают, что экологов кормят конкуренты из Панамы и всевозможные агентства из США. Якобы, Панаме и правительству Соединенных Штатов канал невыгоден. Панаме – как суровый конкурент, правительству США – как геополитическая и стратегическая опасность китайского присутствия.

А ещё вспоминают, что Россия тоже участвует в проекте, а посему правительству США совсем плохо становится…

Чушь полная. Потому все изыскательские работы и исследования проводятся только американскими компаниями с участием американских же университетов и американских же государственных контор, занимающихся природой (исследования вулканов, экологии, водных ресурсов). Потому что канал, если будет построен, сократит путь из Европы на Сан-Франциско и Лос-Анджелес. Потому что китайское правительство не вкладывает ни одного цента — а что делает частная контора из Гонконга, это их личное дело. Тем более, что авантюры этой конторы известны. Потому что Панаме этот канал ничем не грозит — выгоды судовладельцев мизерные, если вообще есть, потому что сокращение пути по океану в сравнении с Панамским каналом отрицательно компенсируется длинным и трудным путем через перешеек. П отому что канал в Панаме и после реконструкции не может принимать крупные танкеры, а средние и мелкие суда и ждут своей очереди долго, сокращение их количества никак не скажется на общем числе проходящих судов. Ну, и разумеется, только панамские специалисты будут строить канал и управлять им технически. Если конечно, повторим, канал откроется. В чем лично очень сомневаюсь. Как сомневаются и специалисты по дноуглублению и другие (например, по мнению международной ассоциации дноуглубителей, всё это просто афера. Потому что уже после официального начала работ в мире никто не ищет контактов с известными дноуглубителей, расценки на их услуги и тарифные ставки техников и инженеров не увеличились, да и просто канал не нужен).

Замечу в заключение, что история Никарагуанского канала длится вот уже почти 200 лет. В первый раз решение о строительстве канала через Никарагуа было принято ещё в 1825 году, когда бывшая колония Испании обратилась к США с просьбой изучить вопрос о возможности строительства этого пути. В те времена против проекта выступила Великобритания, которая практически оккупировала восточное побережье страны (берег Москитов). Поэтому американцы от строительства отказались.

В 1849 году дорога через перешеек стала самым удобным путем для золотоискателей, отправлявшихся из Европы и из восточной части США в Калифорнию во времена золотой лихорадки. Им не надо было преодолевать опасные индейские территории, где дорог не было совершенно. Корнелиус Вандербильт (Cornelius Vanderbilt) получил право на строительство канала после того, как зарекомендовал себя организацией пути через перешеек с использованием барж (на реке Сан-Хуан и на озере Никарагуа) и дилижансов (через полустров Ривас).

Но в стране вспыхнула гражданская война, проект опять был заброшен, хотя в 1850 году были утрясены спорные вопросы между Великобританией и США (договор Клайтона-Балвера). В восьмидесятые годы 19 века президент Никарагуа Хосе Сантос Селайя даёт право на постройку канала американскому миллионеру Моргану, но работы идут только год, после чего компания Моргана подает на банкротство.

Теодор Рузвельт покупает право на строительство канала в Никарагуа в начале 20 века, заблокировав попытки финансирования проекта со стороны  Германии и Японии. США выплачивают платят Никарагуа 3 миллиона долларов (огромная сумма по тем временам). Но тут, в результате политических интриг, выясняется, что гораздо дешевле построить канал во вновь созданной Панамской республике (бывшей провинции Колумбии, отделившейся на деньги американцев как раз для того, чтобы американцам никто не мешал.)

Очередной раз идея Никарагуанского канала возрождается в тридцатые годы 20 века, но тут опять гражданская война, опять интриги и козни соседей, потом Вторая мировая война, потом опять война в Никарагуа. И только в 2004 году идея вновь всплывает на поверхность. В 2013 году, как сказано выше, подписано соглашение о строительстве канала, двух океанских портов (на тихоокеанском и на карибском побережьях), международного аэропорта, железной дороги через перешеек, огромного туристического комплекса, который должен включать природные заповедники, горные туристические маршруты, курорты и пляжи, серфинг, рыбалку, охоту, зоны свободной торговли и коттеджные поселки для любителей обустроиться в одном из редких сохранившихся почти нетронутыми природных уголков мира.

Ждать осталось недолго. Через пару лет, к середине 2016 года станет ясно, ожидает ли человечество новое будущее благодаря новому каналу, или же грандиозное предприятие очередной раз лопнет, то ли в результате извержений природных и политических вулканов, столь тесно заполонивших Никарагуа. Готов ставить тысячу долларов на то, что не позднее лета 2016 года проект закроют. Но поживём — увидим. Десять тысяч побоялся бы поставить — а вдруг ещё не закроют. Но тысячу — готов.

Что же касается Коста-Рики, уютно примостившейся между двумя каналами-монстрами, то её ожидает печальное будущее, по меньшей мере для потенциальных иммигрантов-пенсионеров и прочего рабочего люда, перемещающегося в эту страну с целью обжиться в приятном и не очень дорогом месте — из-за притока капиталов в регион, в стране ожидается туристический бум, и как следствие, резкое повышение цен на всё — от хлеба и молока, до жилья и билетов на автобусы.

Заметим в заключение, что в 2014 году в Никарагуа на постоянное местожительство обосновались около 6 тысяч граждан США и Канады. Сразу после начала строительства число иммигрантов, видимо, возрастет до 20 тысяч, а затем стабилизируется из-за резкого повышения цен. Вывод — покупайте недвижимость в Никарагуа сегодня, пока дома в Пуэрто-Моррито стоят 2 тысячи долларов. Завтра придется выкладывать сто тысяч… Если, конечно, строительство гигантского канала не очередной блеф. Но если так, то ведь какой блеф, а!!!

No comments:

Post a Comment

Леночка: Первые месяцы

Леночка: Первые месяцы Впервые я увидел Леночку через окно роддома — внутрь в те времена не пускали. Хотя палата находилась на четверто...