Sunday, May 6, 2018

Сражение при Балаклаве

Сражение при Балаклаве


Знаменитая битва при Балаклаве произошла 25 октября 1854 года.

Сражение имело тактическое значение, не оказало роли на ход осады Севастополя, и было бы забыто, как десятки других боёв Крымской войны, если бы не самая знаменитая в истории атака английской кавалерии, благодаря которой битву помнят до сих пор.

Подробности всех эпизодов битвы описывать не имеет смысла – кому интересно, легко их найдёт.

В истории осталась только та, знаменитая самоубийственная атака бригады Лёгкой кавалерии британцев на позиции русской артиллерии. Бригада была вынуждена атаковать русские батареи в лоб, идя в узкой лощине, где не было возможности свернуть и обогнуть пушки с флангов. Кавалеристы, сметаемые ураганным огнём русских орудий, доскакали до батарей, уничтожили их расчёты, заклепали пушки и обеспечили тем самым успех боя.

Историки даже не спорят с тем, что, в принципе, атака явилась следствием ошибок британского командования, так что судьбы четырехсот убитых и раненых кавалеристов из шести сотен бойцов бригады лежат целиком на совести генералов.

Так как в ходе атаки были убиты 500 лошадей из 600, то большая часть уцелевших всадников осталась на полпути, и только несколько десятков овладели батареями. Однако, овладев пушками и заклепав их, за ними кавалеристы обнаружили изготовившихся к бою русских казаков и улан.

Общеизвестен факт, что казаки и уланы дали уйти прорвавшимся англичанам, не пытаясь их уничтожить, хотя сделать это было весьма легко.

Русские стояли с саблями наголо и не трогались с места, пока ошалевшие, оглохшие от пальбы, контуженые и израненные британцы тихим шагом возвращались на исходные позиции.

До сих пор историки спорят, что это было – русские всадники отдали противнику почести и не напали на англичан в восхищении мужеством и стойкостью? Сочли излишним атаковать практически небоеспособных врагов, не желая рисковать? Просто командир у русских не успел отдать приказ?

Как бы то ни было, на следующий день после боя день тела погибших в атаке кавалеристов были переданы англичанам под траурные марши русского военного оркестра. Командующий русскими войсками на этом участке лично возглавил траурную церемонию и сказал своим бойцам, что они видели пример беззаветного мужества солдата.

А сама атака стала образцом мужества. Если открыть любой толковый словарь, то на слове Балаклава вы увидите разъяснение, что это, дескать, такой городок около Севастополя, где и имела место та самая атака бригады английской лёгкой кавалерии…

Вышли три фильма (если не больше) под одним и тем же названием «Атака Лёгкой бригады». Есть целые книги, посвященные анализу этого события (мне, к примеру, нравятся детективный роман Анн Перри, где утверждается, будто бы атака была организована с целью погубить одного из офицеров, ставшего свидетелем убийства…)

Ещё раз можно заметить, что героизм атакующих не мешает понимать, что атака сама по себе стала следствием дурного командования.

Интересно, что именно после Крымской войны в Британии был учреждён высший воинский орден – Крест Виктории. Его отливают до сих пор из бронзы русских орудий, захваченных в Севастополе.

До сего дня, за полторы сотни лет с момента учреждения этого ордена им были награждены всего 96 канадцев (В том числе сержант Гарри Бесли, награжденный посмертно за подвиги во время десанта во Францию в 1942 году, погибший в феврале 1945 года под Одессой. Ценою жизни он спас десятки человек, поставив на рельсы тормозной «башмак» перед оторвавшимися вагонами, которые мчались на станцию. Сам он отскочить не успел).

А первым канадцем, получившим высшую награду, стал Александр Роберт Дунн, двадцатилетний житель Торонто, офицер той самой бригады легкой кавалерии, один из немногих, кто прорвался к батареям и уничтожил орудия.

Две из захваченных в той войне русских пушек стоят сегодня в парке Дорчестер, в самом центре Монреаля. Другие пушки установлены в парках других канадских городов.

В странах Британского содружества и во Франции встречаются названия Балаклава, Малахов курган, Севастополь, Севастопольские бульвары и улицы – всё это в память Крымской войны.

Напомню, что балаклава – шерстяная шапка-маска, закрывающая лицо и используемая как террористами, так и теми, кто их ловит, названа в честь Балаклавы. Во время войны зима стояла лютая, особенно для Крыма. Для английских войск, центр расположения которых был в Балаклаве, в Англии были разработаны и присланы специальные защитные шлемы. Их и прозвали балаклавами, хотя теперь мало, кто из англофонов знает, почему.

Памятник неизвестному солдату в Торонто. Фотография от Леночки.

Вот знаменитая поэма Alfred Tennyson «Атака кавалерийской бригады», написанная в ноябре 1854 года и сразу же ставшая гимном английских войск в Крыму. (Между прочим, слова из песни Высоцкого «…они стояли молча в ряд, их было восемь» пародируют один из переводов этой поэмы, если не ошибаюсь, пера Рождественского):

Half a league, half a league,

Half a league onward,

All in the Valley of Death,

Rode the six hundred,

Forward, the Light Brigade!

Charge for the guns! he said:

Into the Valley of Death

Rode the six hundred.

Forward, the Light Brigade!

Was there a man dismay’d?

No tho’ the soldier knew,

Some one had blunder’d:

Theirs not to make reply,

Theirs but to do or die;

Into the Valley of Death

Rode the six hundred.

Cannon to right of them,

Cannon to left of them,

Cannon in front of them

Volley’d and thunder’d;

Storm’d at with shot and shell,

Boldly they rode and well,

Into the Jaws of Death

Rode the six hundred.

Flash’d all their sabres bare,

Sab’ring the gunners there,

Charging an army,

While all the world wonder’d;

Plung’d in the batt’ry smoke,

Right thro’ the line they broke,

Then they rode back, but not,

Not the six hundred.

Cannon to right of them,

Cannon to left of them,

Cannon behind them

Volley’d and thunder’d;

Storm’d at with shot and shell,

While hore and hero fell,

All that was left of them

Left of six hundred.

When shall their glory fade?

O the wild charge they made!

O the wild charge they made!

All the world wonder’d;

Honour the charge they made!

Honour the Light Brigade!

Honour the Light Brigade!

Noble six hundred!

No comments:

Post a Comment

Леночка: Первые месяцы

Леночка: Первые месяцы Впервые я увидел Леночку через окно роддома — внутрь в те времена не пускали. Хотя палата находилась на четверто...