Monday, April 16, 2018

Война Миров

Война Миров


«Лучшее слово Божье для подонков — гаубичный снаряд» (цитата из романа и из фильма)

Речь об английском фильме. Повторяю: английском, а не о фильме Шпилберга. Ещё раз — и очень-очень медленно. Речь об английском фильме, а не о фильме с Томом Крузом, дошло???

Скажем прямо, понравилось кино. Хоть и посмотрел его, скажем еще прямее, случайно.

Как фильм? Иногда жутковато. Иногда мерзковато. Иногда начинаешь гордиться причастностью к человечеству. Особенно, когда под печально-героическую музыку подлые марсианские треножники расстреливают артбатарею, ценою гибели сотен людей уничтожившую одного марсианина.

Или когда израненный, единственный уцелевший со всей батареи, артиллерист встает, шатаясь, по стойке смирно, и отдает честь командиру подкреплений… В такой момент чувствуешь, что мы, земляне, всё равно победим, не мытьём, так катаньем.

Очень понравилось само решение – фильм снят в коричнево-желтых тонах цвета выцветшей плёнки. То ли документальные съемки агрессии марсиан против Земли, то ли художественный фильм с вкраплением документалистики – боев с марсианами. Хорошо придумано.

А в ночной тьме всё как бы синее. Тоже неплохо. А когда красные растения начинают прорастать, всё в красной дымке. Молнии по небу – шмыг, шмыг! Долго нагнетали обстановку, конечно, можно было укоротить. Зато первая атака марсиан – эка! Никогда не думал, что увижу такие зверства (описывать не буду, неприятно даже).

Беженцы… Мужик, сидящий над грудой узлов и повторяющий: — Да это ж дорогие вещи…, на что главный герой ему отвечает знаменитой и запомнившейся еще со школьных времен фразой: — Смерть! Смерть идёт на вас!!!

И высоченные треножники (какие-то жуки по виду, скорее), рядом с которыми пушки землян выглядят миниатюрно, но артиллеристы отважно стреляют в упор, отвлекая внимание от толп беженцев, несмотря на то, что по очереди сгорают под ударами лучей, стреляют до тех пор, пока треножник, не спотыкается и не разваливается под радостные вопли горожан.

Но каждые двадцать четыре часа падает новая звезда, встают новые треножники, и надежды всё меньше.

Из игры актеров – наибольшее впечатление от главного героя. Не скажу, чтобы этот усатый темноволосый невысокий парнишка был гением, но играет неплохо. Особенно, когда юный священник читает проповедь про Апокалипсис, а герой с такой опаской на священника поглядывает, мол, безумец ведь…

И когда священник кричит про «всё пропало», «божье наказание, конец, бич господний, конец света, они нас уничтожают, они неуязвимы»… На что полуголый главный герой, который только что уцелел в дичайшей бойне, спокойно показывает, — вон там ставят новые орудия взамен сожженных. А, вон, видите, идет новый полк, а вон, вон, за холмами, еще батарея встает… так что, отец святой, не надо про неуязвимость исламистов… ой, марсиан, не надо! На моих глазах рвали их на куски наши снаряды и пули, на моих глазах визжали платкастые марсиане, сгорая под нашими ударами, а это только начало, никогда надежды терять нельзя, мы будем биться в холмах и лесах, в морях и в небесах, в подвалах и на горах, но мы не сдадимся!

Я так и не понял – тот же актёр младшего брата играет? Вроде бы, да, только усы сбрил.

Разные получились ребята. Молодец. Замечательно сделан процесс превращение добропорядочного англичанина в бойца, спасающего себя и семью. Ну, он виноват, что ли, что кто-то велосипед оставил без присмотра?

Музыка трагедийная хороша. Даже очень. Отличная музыка.

Плюс: Сохранены фразы, ещё с детства запомнившиеся: «Кардиганский полк пытался броситься в штыки и был тут же уничтожен до последнего человека», «Это не война, это бойня», «Лучшее слово Божье для подонков — гаубичный снаряд».

Уэллс сохранен крайне бережно. И атмосфера заката викторианской эпохи хороша. И то, раз снимали англичане, то иначе и быть не могло. По-моему, у Уэллса сцены испытания газов на людях не было, хотя про них упоминается. Тут же марсиане черным дымом окутывают пойманную семью, проверяя действие. Результатом удовлетворены. И самолет марсианский у Уэллса не появляется, о нём только упоминают, а тут — летает. Но, в общем, отступлений мало. Ужасное щупальце, пытающееся обнаружить героя в груде хлама. Благородство и подлость (когда мужики выкидывают женщин из повозки). Треножник, хватающий людей и закидывающий их в подвешенную сзади корзину.

И снова героические британские солдаты. Пехотинцы, приманивающие ружейными выстрелами гадов на себя и погибающие в огне, пушки, которые подпускают треножники чуть ли не вплотную, расстреливающие первый вдребезги, и прекрасно знающие, что второй треножник их сейчас сожжет, но всё же стреляющие.

Сцена обеда мила. Священник автоматически раскладывает на коленях салфетку, а затем молится с закрытыми глазами, а главный герой вдруг прекращает резать ветчину и молча склоняет голову. А священник, завершив молитву, кивает, пока еще даже глаз не открыв – мол, можно приступать… Он даже не сомневается, что и собеседник внимает молитве.

Понравилась спасаемая девчушка – рыжевато-наивная, но не такая уж и беспомощная.

Сцена великого сражения «Сына грома» с треножниками понравилась, но, думаю, понравится далеко не всем. Сделана точь в точь под фильмы начала двадцатого века – и жесты, и гримасы, и кадры, и стилистика. Особенно переживания свидетелей битвы – от отчаяния при появлении марсиан, до надежды, когда корабль отважно идёт на вражеский отряд треножников, не стреляя, дабы запутать марсиан непонятностью своих действий, радости, ликования, горя по павшим морякам. Причем, вся масса чувств сыграна в манере немого кино. Спорно, но допустимо, даже любопытно.

Гордо веяющий английский флаг и трехтрубный крейсер уходящий вертикально под воду под величавые звуки «Варяга» (или что там у англичан играют в таких случаях). Кстати, у Уэллса один из снарядов корабля случайно разбивает шхуну, на что никто и внимания не обращает. Момент важен, чтобы показать, насколько случайные жертвы на войне не имеют значения, когда речь о судьбах цивилизации. А тут этого нет.

Непонятно, почему не загорелся дом в одном моменте. Возможно, у Уэллса объяснено. Не помню. Сцены ссор в подвале затянуты, герой должен быть пристукнуть безумца сразу же, как только стало ясно, что тот с ума сошёл, а не ждать, пока щупальце начнёт там рыскать.

Французов пихнули легонько так. Это отсебятина, не было у Уэллса пиха на французов. Вообще, 3 часа – слишком, конечно. В два можно было уложиться, было бы гораздо лучше. Это основная претензия.

Ещё говорят, какой-то другой фильм с тем же названием все смотрели. Американский. Некоего Шпилберга. С каким-то Томом Крузом, что ли? Короче та фильма раза в два. Не знаю, не смотрел. По мне, так этот английский фильм «Война Миров» удался, на другой и ходить смысла нет.

Обломки человечества после встречи с марсианами. Фото от Леночки.

No comments:

Post a Comment

Леночка: Первые месяцы

Леночка: Первые месяцы Впервые я увидел Леночку через окно роддома — внутрь в те времена не пускали. Хотя палата находилась на четверто...